О фанатском движении (от прохожего 777)




История фанатского движения.
Возникновение фанатского движения.
По всеобщему мнению движение, что в наше время называют фанатским, берет начало в Англии. Именно в этой стране поддержка своей футбольной команды получила те формы, что называются в наше время футбольным фанатизмом. Именно английские фанаты прославились на весь мир как основатели этого движения. Уже копируя опыт английских суппортеров и добавляя в него свои специфические национальные особенности фанатизм пришел в другие страны Европы.
Насилие на футбольных стадионах появилось с самого начала футбола. В 1365 году Эдуард III, король Англии, запретил игру под названием футбол, которые влекла за собой все новые и новые вспышки насилия. Через 300 лет на такой же шаг пришлось пойти и Оливеру Кромвелю . Стоит отметить, что под словом «футбол», то понятие, что мы вкладываем сейчас, появилось где-то в середине XIX века, а тот спорт, что запрещал король Эдуард III и Оливер Кромвель, был ближе все-таки к современному регби. Однако можно говорить о том, что именно современный футбол стал преемником того, средневекового английского футбола, по части футбольного фанатизма. Именно на футболе (до, после, во время – не в этом суть) в современном понимании этого слова зародилось то, что называется сейчас футбольным фанатизмом. Ни регби, ни крикет, ни любой другой традиционный английский вид спорта этим «похвастаться» не может. Стоит отметить и тот факт, что до середины XIX века в слово «футбол» вкладывалось понятие любой игры с мячом. В каждом городе в это слово вкладывался свой вид спорта, со своими правилами. И если откуда пошел современный английский футбол сказать сложно, регби появилось в колледжах и школах города Регби. Говоря о футболе , стоит отметить, что Футбольная ассоциация (она существует и в наше время, объединяя все профессиональные футбольные клубы Англии) появилась в 1863 году, а регулярно матчи стали проводиться с 1988 года .
Уже в XIX веке за футбольными клубами шлейфом потянулась волна околофутбольного насилия. «Крикетный клуб Хотспурс» , сформированный из двух групп студентов северного Лондона, провел первый матч на Тоттенхэм Маршез. Уже с самого начала клуб играл достаточно успешно, у него стало появляться все больше и больше зрителей и… стали происходить первые драки. Что интересно, в драках принимали участие и футболисты. Правда, тогда еще не было никакой организации порядка на стадионах (скорее, на площадках для игры в футбол), беспорядки начинались с того, что болельщики проигрывающей команды начинали закидывать команду соперника овощами. В основном они посещали матч пьяными, из-за чего драки вспыхивали беспрестанно. В результате клубу приходилось менять площадки, надеясь, что новая арена окажется безопаснее предыдущей. В 1899 году «Тоттенхэм» переехал на «Уайт Харт Лэйн», свою постоянную арену.
Перед Первой мировой войной беспорядки на футбольных матчах не были чем-то необычным. Большинство игр, в которых хозяева терпели поражения, не были доиграны до конца. Болельщики просто выходили на поле и отказывались покидать его. Участились случаи атак на игроков и судей, и именно это впервые заставило Футбольную ассоциацию вмешаться. Факты свидетельствуют, что в период с 1894 по 1914 год было зафиксировано 238 инцидентов на футбольных матчах. Но эта цифра охватывает лишь те случаи, о которых судьи доложили ФА. Число инцидентов резко снизилось во время Первой мировой войны (что неудивительно) и оставалось таким до окончания Второй мировой войны. Но беспорядки все равно происходили и часто отличались жестокостью. «Миллуолл», к примеру, с 1934 по 1950 год четыре раза был вынужден проводить домашние матчи на других аренах, так как его арена дисквалифицировалась. Последний раз из-за того, что толпа из 200 человек атаковала судью после матча с «Экзетером» .
После войны начала складываться обстановка, которая привела к возникновению футбольного фанатизма в том смысле, что понимается сейчас. Но обо всем по порядку. После войны самомнение британцев было как никогда высоким. Победа в войне сплотила нацию, но империя в то время была на грани распада. В 1956 году Англия была вовлечена в конфликт из-за Суэцкого канала. Экономическая обстановка была крайне неблагоприятной, и к концу 1957 году в газетах стали появляться статьи о выступлениях недовольной молодежи, которые иногда случались на футболе. Отчеты о матчах в спортивных газетах все чаще включали в себя сообщения и беспорядках на трибунах. В это время впервые появился термин, которым мы пользуемся и по сей день. Породила его фамилия одной ирландской семьи, которая в XIX веке не давала спокойно жить населению западного Лондона. Так слово “Hooligan” (Houlihan) вошло в историю . С появлением рок-н-ролла появилось новое явление в молодежной культуре - движение тедди-боев. Впервые у молодежи появилась своя культура, а ее отличительной особенностью, наряду с прическами, одеждой и музыкой, стало насилие. Тедди-бои оказали на околофутбольную культуру огромное влияние. Их большие группы ходили на матчи в поисках приключений, и большинство беспорядков в те годы произошли именно из-за тедди-боев. Следовательно, требовалось все больше полиции на стадионах для обеспечения порядка. Очень много ущерба причинялось частному и государственному имуществу, в частности поездам, на которых фаны ездили в другие города. На смену имеющим политическую идеологию тэдди-боям (в основном они придерживались анархических взглядов), пришли аполитичные моды и рокеры. Число футбольных инцидентов, связанных с футбольным насилием, уменьшилось. Уменьшился и интерес со стороны молодежи к футболу. Однако именно в это время и появляются первые футбольные фанаты. Т.е. люди, которые не просто пришли на футбол поболеть за свою команду, но и стали частью субкультуры со своими законами. Одним из толчков к развитию хулиганства в Англии стали телетрансляции матчей Чемпионата мира 1962 года из Чили. Впервые английские фаны могли видеть, как другие болельщики поддерживают свои команды. Это дало импульс для возвращения интереса молодежи к футболу. Вскоре после Чемпионата мира фанаты в Англии стали создавать свои группировки, которые собирались в определенных секторах стадиона (как правило, за воротами из-за дешевизны билетов). Эти группы считали тот или иной сектор своим. Эти сектора стали местом встречи определенных людей в дни матчей. С этого времени стал меняться весь процесс поддержки команды . Относительно этого времени можно говорить, что начинает складываться определенная культура футбольной поддержки. Постоянный сбор людей в определенном месте, в одно и то же время не мог не повлечь за собой возникновения, скажем так, «клубов по интересам». Где интерес был один – максимальная поддержка своей команды.
Все больше молодых людей приобщались к культуре футбольных фанатов. Трибуны стадионов в то время были местом, где неприятности встречались редко. На трибуны шли, чтобы болеть за свою любимую команду. Уже в то время на трибунах стали выявляться лидеры, и сейчас ясно, почему именно сектора за воротами стали мишенью для хулиганов.
1963 год очень многое изменил в жизни британского общества. Была отменена обязательная служба в армии. Молодые британцы получили свободу, о которой раньше могли только мечтать. Как следствие, им становится некуда девать время, а футбол, как известно, в Англии всегда был самым любимым зрелищем. Резко увеличилось количество футбольных хулиганов. В этом же году футбольный клуб «Эвертон» первым установил железные ограждения за воротами. В 1965 году в газете «Таймс» появилась статья, суть которой состояла в том, что английским клубам следовало бы воздержаться от участия в европейских турнирах до тех пор, пока болельщики не научатся себя вести. Эта статья повлекла за собой небывалый всплеск насилия. В 1965 году болельщики футбольного клуба «Миллуолл», самые грозные футбольные хулиганы того времени в Англии, на выезде, на стадионе клуба «Брентфорд», кинула на поле ручную гранату, правда, нерабочую. Чемпионат мира, который должен был пройти в Англии в 1966 году, оказался под угрозой срыва. Впервые пресса обратила самое пристальное внимание на околофутбольные события. Стало публиковаться множество статей и фотографий на эту тему. Складывалось ощущение, что перед каждым матчем происходят жестокие драки, что было, в общем, неправдой. Пресса, для увеличения тиражей, часто преувеличивала. Однако ничего конкретного не было принято для решения проблемы, и ухудшение обстановки на трибунах было делом времени. На новый уровень футбольный хулиганизм поднялся в 1967 года после массового погрома, учиненного фанатами «Манчестер Юнайтед» около стадиона клуба «Вест Хэма», после матча. Это стало первой крупной дракой между фанатами, и именно с этого события часто начинают отсчет рождения футбольного хулиганизма.
Новому взрыву насилия на футболе способствовало появление скинхедов на трибунах. Произошло это в 1969 году. Изначально не являясь праворадикальным движением, оно с самого начала отличалось склонностью к насилию, что зачастую приводило к беспорядкам. Их колоритные личности привлекали внимание фоторепортеров, что стоит учитывать, привлекало внимание к фанатизму все новых и новых людей из-за частых статей в прессе. К началу 70-х годов вырабатывается своеобразный кодекс чести, которого должен был придерживаться каждый, относящий себя к футбольным хулиганам. Одним из его особенностей было то, что драки должны были происходить только на футболе. Никаких контактов на концертах и городских праздниках. С 1971 года проблема футбольного хулиганизма начала привлекать пристальное внимание полиции. А с 1972 года «Ноттингем Форест», чья домашняя посещаемость снизилась из-за беспорядков на трибунах с 20 до 10 тысяч, был вынужден соорудить на трибунах стадиона разградительные решетки. В начале 70-х годов появляется первая фанатская мода, перенятая от скинхедов: одежда от «Ben Sherman», джинсы «Levis» и ботинки «Dr Martens». Однако атрибутика еще оставалась в моде. В 1974 году происходит первое убийство на футболе – от руки 14-летнего фаната клуба «Болтон» погибает фан «Блэкпула». С 1976 года на стадионах вводятся скрытые камеры. На секторах стадиона практически исчезают беспорядки, они переносятся на улицы городов. В 1976 году гибнет еще один болельщик. Шеф полиции Великобритании потребовал приостановить на год чемпионат Англии, чтобы полиция смогла лучше подготовиться к борьбе с хулиганами. Призыв был проигнорирован. Вместо этого на экранах страны появился документальный фильм «Панорама» о фанатах «Миллуолла», ставший очень популярным. Все фанатские группы придумали себе название, а фанатское движение обрело новую популярность .
С 1979 года начинается новый этап в жизни английского фанатизма, который продолжается до сих пор и принят за основу во многих европейских странах. С 1979 года футбольное насилие – это «casuals». У футбольных фанатов появилась своя культура, которая была прежде всего связана с модой и футболом. С конца 1980-х годов фанаты старались одеваться в стильную, дорогую одежду . Среди разных клубов была популярна одежда разных фирм, и по одежде можно было различить, какой клуб поддерживает тот или иной человек. Лондонцев, например, отличали по белым кроссовкам. Для полиции же это изменение стало лишней головной болью – стало чрезвычайно трудно выяснить, кто за какой клуб болеет. Органы правопорядка уже не могли отследить группы хулиганов, проникающих в город, что создавало лишние проблемы. С этого времени хулиганы приобретают небывалую организованность. Драки становятся все масштабнее, все чаще в них используется холодное оружие. В 1983 г. UEFA предупредила английскую Федерацию футбола, что если она не возьмется за борьбу с хулиганами, то английские клубы будут отстранены от участия в еврокубках. 1985-й год стал самым трагичным в истории английского хулиганизма. 29 мая этого года на стадионе «Эйзель» в Брюсселе из давки, спровоцированной фанатами «Ливерпуля» погибло 39 болельщиков «Ювентуса». Английские клубы на 5 лет были отстранены от еврокубков.
Таковы основные вехи возникновения футбольного фанатизма и футбольного хулиганизма в Англии.
История возникновения футбольного фанатизма в России
Отправной точкой, с которой начиналось фанатское движение в СССР, служит середина 70-х гг. прошлого века. Точный год указать сложно, т.к. разные стороны (с одной стороны, хронографы спартаковского фандвижения, с другой, соответственно, армейского) утверждают разное. Но тем не менее, основателями фанатского движения в СССР стали спартаковские болельщики. Начиная с середины 70-х годов, появилась их атрибутика, болельщики стали собираться вместе на определенном секторе, скандировать речевки и т.д. Тогда на это органы правопорядка смотрели косо, в газетах стали появляться обличительные статьи. В 1976 году к ним подтягиваются болельщики ЦСКА пока еще очень малочисленные. Уже в то время начинается противостояние между поклонниками этих двух команд, которое в наше время станет определяющим для российского фанатизма. Причины называются раньше. Самой реалистической кажется та, что врагами поклонники ЦСКА и «Спартака» стали из-за хоккея 1976-77 годов, когда эти команды сражались за золото. А, может, просто потребовалось наличине близкого врага для дальнейшего развития движения, по образу и подобию того, что в тот время происходило в Англии. Бум на футбольный фанатизм произошел в 1977 году, когда «Спартак», вылетевший в 1-ю лигу, обрел огромное количество болельщиков . 1977-й год стал также годом основания первых фанатских бригад. В целом в конце 70-х годов наблюдался подъем в лагере спартаковских фанатов и очевидный кризис в стане болельщиков ЦСКА, которых ходило максимум по несколько сотен на матчи своей команды, и они часто были биты со стороны преобладающей спартаковской торсиды. К началу 80-х годов намечается и создание фанатских групп у других московских команд.
Новой вехой развития футбольного фанатизма в СССР стал 1981-й год. ЦСКА обрел былую популярность, что позволило расшириться фанатскому движению этого клуба, и как следствие, эффективно противостоять болельщикам «Спартака». На спартаковских фанатов, активно поддерживающих свою команду в других городах, стали обращать внимание не только сотрудники милиции, но и местные болельщики, прежде всего в Киеве – втором центре футбола СССР. А весной 1981 года был организован первый Клуб болельщиков "Спартака" под эгидой ЦК ВЛКСМ . Но он оказался кратковременным предприятием, действовал только несколько недель, в течение которых "Спартак" сыграл пять своих матчей. Однако вскоре последовали санкции, в прессе появились разгромные статьи, посвященные фанатизму, и хорошая идея была загублена. Второй Клуб болельщиков "Спартака" появился 12 декабря 1987 года . Это начинание было более продуманным, его члены занимались организацией выездов болельщиков, приобретением для них билетов, составлением программок; клуб даже стал собирать деньги на строительство стадиона. В это же время в "Спартаке" появился новый президент: ушел Шляпин, пришел Романцев, который, как известно, весьма критически относится к болельщикам. При нем прекратились встречи фанатов с футболистами и руководством. К тому же сама жизнь стала меняться, наступило время рыночных отношений, больно ударивших по финансовому положению клуба. Все это сказалось на том, что Клуб болельщиков просуществовал до 1990 года, и последним его мероприятием был выезд красно-белой «торсиды» в Неаполь. В 1985-1986 годах в отношениях между фанатами ЦСКА и "Спартака" был практически зключен нейтралитет. Он был связан с тем, что один из авторитетных спартаковских фанатов по кличке Рифат предложил создать общий клуб болельщиков всех команд, причем подразумевалось, что в этот клуб смогут войти и представители других молодежных течений (металлисты, рокеры и т.д.). Клуб так и не возник, но на протяжении ряда лет, пока продолжался нейтралитет, за пределами стадионов не происходило массовых потасовок с участием поклонников ЦСКА, "Спартака" и "Динамо". Если мелкие драки и возникали, то только на трибунах, когда по ходу матча чисто футбольные страсти били через край. Этот нейтралитет пошел во вред спартаковским болельщикам. Они как-то успокоились, что дало возможность фанам ЦСКА встать на ноги и укрепить свои ряды . Сегодня молодое поколение спартаковских фанатов часто обвиняет "стариков" в том, что те ровным счетом ничего не предприняли для того, чтобы противостоять "воинам" . Возможно, именно перемирие середины 80-х сказалось на этом. В 1986 году спартаковские фанаты, чтобы «держать себя в тонусе», начали конфликт с киевским фан-движением. Это особенно проявилось в 1986 году, во время матча полуфинала Кубка СССР «Спартак» - «Динамо» (Киев). По признанию лидеров спартаковского фан-движения, они первыми начали «войну» с болельщиками из столицы Украины. Команду Валерия Васильевича Лобановского в середине 80-х годов называли "машиной XXI века". Именно киевское "Динамо" было главным соперником "Спартака" во всех последних чемпионатах СССР, что, естественно, не могло нравиться радикалам . Были конфликты у спартаковских фанатов и с прибалтийскими болельщиками. Первый европейский выезд спартаковцы провели в 1988 году, когда 25 человек отправились в Бухарест на матч с местной «Стяуа» .

Итак, футбольный фанатизм в советское время развивался отдельно от английского, который, в свою очередь, развивался очень бурно и послужил источником «идей» для фанатского движения почти во всех странах Европы.
Глава II
Футбольный фанатизм в наше время
Типы футбольных болельщиков и их классификация
Футбольные фанаты – кто они? Для исследователей это, пожалуй, один из центральных вопросов. Можно ли всех болельщиков назвать футбольными фанатами? Если нет, то какая грань между футбольным фанатом и простым болельщиком? Для того, чтобы разобраться в этом вопросе имеет смысл классифицировать футбольных болельщиков.
Всех их можно разбить на пять типов. К первому относятся самые многочисленные – телевизионные. Они наблюдают за своей любимой командой исключительно по телевизору. Второй тип футбольных болельщиков – это взрослые, сформировавшиеся в плане психологии и системы ценностей люди, которые постоянно или время от времени ходят на стадион поддержать свою команду. В молодежной околофутбольной среде их иронично называют «кузьмичами», т.е. людьми, не имеющими никакого отношения к культуре фанатизма. Другое название этого типа болельщиков – «животы». Так, как правило, называют обеспеченных людей, поддерживающих команду за рубежом. Нежелание их вникать в суть футбольного фанатизма естественно. Они имеют работу, семью и т.д., футбол стал не смыслом их жизни, а своеобразной отдушиной, где можно либо зарядиться дополнительными эмоциями, либо выплеснуть лишние. Как правило, происходит и то, и другое. Есть среди них и просто любители футбола, которые считают, что за красотой игры по телевизору наблюдать не имеет смысла – футбол по-настоящему можно оценить только на стадионе. Трудно не согласится с этим, особенно принимая во внимание качество и количество наших телевизионных трансляций. Что интересно, зачастую этот тип болельщиков средства массовой информации ошибочно называются «футбольными хулиганами» . Особенно это относится к англичанам, которые часто принимают участие в драках за пределами своей страны. После задержания полицией участников различных потасовок выясняется, что задержанные в Англии раньше никогда не были замечены в драках на футбольной почве, а по своему социальному статусу находятся на достаточно высокой ступени, вплоть до директора банка или хозяина какой-нибудь частой компании. Представители СМИ, как правило, лишь поверхностно разбирающиеся в ситуации, мешают в одну кучу футбольных хулиганов и подгулявших любителей футбола, делая на основе ошибочных умозаключений выводы, совершенно не соответствующие истине. Третий тип футбольных болельщиков - как правило, несовершеннолетние, использующие футбол как предлог для участия в драках. В фанатской среде их называют либо «карликами», либо «фантомасами» . Относятся к ним крайне негативно потому что они – абсолютно не имеющая индивидуальности масса людей, которая, в общем-то, равнодушна к команде, за которую болеют, и к словам старших товарищей. Эта прослойка людей есть почти в любой молодежной субкультуре, и она имеет собирательное определение: «гопники ». Т.е. люди, которые, не имея повода подраться, ищут его благодаря трениям, возникающим между теми или иными группировками болельщиков. Именно их часто СМИ называет футбольными фанатами, что в корне не верно. «Карлики», как таковые, почти не имеют никакого отношения к футбольному фанатизму, они далеки от этой субкультуры. Они понимают только верхушку айсберга, считая, что футбольный фанатизм – лишь лишний повод подраться, при этом, не принимая идеологию тех или иных групп футбольных фанатов, не разбираясь в правилах поведения в рамках этой субкультуры. Зачастую они не являются футбольными болельщиками и в обычном понимании этого слова, не знают игроков команды; им безразлично, выиграет команда или проиграет. Они, что называется, болеют не за команду, а за имя. Название клуба – ни что иное, как знамя, под которым идут в бой, чтобы нанести поражение фанатам другого клуба. При этом, «Спартак» или ЦСКА – как футбольные команды ими не воспринимаются; все болеющие за «Спартак» не любят болельщиков ЦСКА и наоборот.
Четвертым типом футбольных болельщиков можно считать как раз пресловутых футбольных фанатов. Это люди, чей средний возраст приближается к двадцати одному году. Они осознанно принимают культуру футбольного фанатизма, т.е. те правила, по которым играют люди, относящиеся к этому движению.
Пятый тип футбольных болельщиков представлен футбольными хулиганами. Это - главные участники сражений до, после и во время матчей, члены хорошо организованных бригад, со своей идеологией, уставом, врагами и друзьями, целями и задачами. Именно их СМИ пытаются постоянно выставить «группой обкурившихся (пьяных) подростков », по неведению путая их с «карликами» и представляя проблему куда менее глубокой, нежели она есть, как это происходит и с группировками нацистов. Хорошо подготовленные акции выдаются за результат деятельности все тех же «обкурившихся подростков». Таким образом государство пытается увести общественное мнение в сторону от острых проблем, подменяя социальные явления, с которыми надо либо бороться, либо искать средства для направления энергии их участников в мирное русло, простым «отсутствием детских спортивных кружков», где детишкам нечем заняться. Что, в Англии, Германии и других развитых странах, где футбольный фанатизм и, главное, хулиганизм цветет пышным цветом, нет спортшкол, где дети могут занять свое свободное время? Конечно, есть, просто государство не скрывает этой проблемы и пытается найти способ для контролирования футбольных фанатов. Для борьбы же с футбольными хулиганами принимается ряд мер уже уголовного порядка, тогда как в нашей стране, несмотря на заверения нынешнего министра внутренних дел Бориса Грызлова, процесс формирования уголовного законодательства и перечня мер по отношению к футбольным хулиганам находится на мертвой точке. Правда, по информации, которая недавно появилась в прессе, уже создан специальный отряд милиции, который будет заниматься проблемой футбольного хулиганизма . Хочется надеяться, что это не очередная полумера или, наоборот, крайность. В первом случае результатом станет лишь галочка напротив графы «борьба с футбольным хулиганством», тогда как в результате второй могут пострадать совершенно невинные любители футбола.
Важно также разобраться в субкультуре футбольных болельщиков, прежде всего футбольных фанатов и футбольных хулиганов. Если говорить о советском времени, то главное для футбольного фаната было количество выездов, т.е. поездок со своей командой в другие города. Чем дальше были города, где играла команда, тем почетнее этот выезд считался. Обладатели «золотого сезона», т.е. когда фанат посещал все домашние и выездные игры команды, были уважаемыми людьми. В общем же, больше всего ценилась преданность клубу. Разница между футбольными хулиганами и футбольными фанатами была невелика, особенно для болельщиков ЦСКА. В начале 80-х годов, чтобы выжить, им приходилось драться, поэтому зачастую футбольные фанаты были одновременно и «боевиками». Тогда не было какой-то особой подоплеки. Были четко осязаемые враги, были матчи дома и в других городах, которые надо было посетить; были атрибутика, общий сбор на секторе и попытки организовать поддержку (шумовую и визуальную, в зависимости от лояльности милиции и собственной фантазии). Вот и вся их «субкультура». У спартаковцев было примерно то же самое, только разве что их уровень «фанатизма» находился на шаг впереди болельщиков других команд. По слухам, среди болельщиков «Спартака» был человек, живущий в Англии, который и поделился со своими товарищами наблюдениями, как развивается фанатизм в Великобритании. Так что спартаковские фанаты создавали свое движение не из ничего, а основываясь уже на каком-то базисе, который разработали их английские «коллеги». Постепенно фанатизм в СССР, а затем и в России вошел в стадию стагнации, чтобы начать возрождаться только с началом стабилизации положения в стране. Кстати, это наводит на очень интересную мысль: футбольный фанатизм начинает развиваться только на фоне стабильности в стране. В период же разброда и шатаний футбольный фанатизм уходит в сторону, а когда в экономическом плане намечается какая-то стабильность, выныривает из тени.
Российский футбольный фанатизм пришел к тому, что было какое-то время назад в Англии. Процесс, начавшийся в свое время в в этой стране и перекинувшийся на множество стран Европы, в связи с падением Советского Союза, пришел и на российскую почву. С чем это связано? Как нам кажется, ответ очевиден. После того, как государство перестало контролировать информацию поступающую в страну, она лишилась и контроля над умами граждан и молодежи, увлекающейся футболом и околофутбольными делами, ничто не мешало восстанавливать футбольный фанатизм. Причем не по каким-то крохам, которые просачивались в СССР, а в полной мере. Ничего не выдумывая они брали опыт футбольного фанатизма Англии.
Самым первым и, наверное, основным признаком возрождения футбольного фанатизма в России стали создаваемые с 1994 года группы фанатов ЦСКА и «Спартака». У фанатов ЦСКА фирма «Red-Blue Warriors» была продолжением старого армейского движения, которое лишь получило звучное название . В случае же с «Flint’s Crew», первой новой группировкой спартаковских фанов, образовавшейся на философском факультете МГУ , имело место быть совершенно новое явление, говорящее о возрождении интереса у молодежи (причем, если судить по этим двум группировкам, в большинстве своем интеллектуальной молодежи) к околоспортивному движению. В то время, несмотря на информационный бум, происходящий в России, фанатское движение, по сравнению с европейским, оставалось на примитивной стадии развития. Однако со временем положение вещей стало меняться. Московский фанатизм окончательно взял курс на Англию, с ее «атлетической» формой поддержки. В Англии, как писал Дуг Бримсон в своей книге «Barmy Army», фанатизм – мода плюс футбол . Отсюда минимальное количество атрибутики. Нет того фейерверка красок, что мы видим в южных европейских странах, прежде всего в Испании и Италии. Ближе к концу 90-х годов российский фанатизм пришел к этой формуле Бримсона. Фанатская мода под названием “casual” захватила умы футбольных фанатов России, что говорит о незрелости российского фанатского движения в России. Дело в том, что использование таких лейблов, как “Lonsdale”, “Umbro” и др., популярных в фанатской среде, в сочетании с джинсами и спортивной обувью – есть ни что иное, как попытка маскировки английских фанатов в Европе под простых обывателей. Тогда как “casual” для английского фаната – это одежда от очень дорогих производителей. Ведь, если задуматься, что есть проще, чем голубые джинсы и толстовка или куртка от известного спортивного производителя? У нас же эти две указанные спортивные фирмы были возведены чуть ли не в ранг униформы, тогда как в Англии наоборот фанаты старались выделиться в одежде и показать хороший вкус. При этом, конечно, сохранялся определенный стиль одежды, собственно, и носящий название “casual” – легкая подчеркнутая небрежность, сочетание официального и спортивного и т.д. В России же нет ничего проще, опознать футбольного фаната: короткая куртка известной спортивной фирмы, голубые джинсы и кроссовки. В последнее время в моду вошли т.н. «old school» кроссовки, т.е. модели 70-х годов, чтобы соответствовать «романтическим» годам английского фанатизма. Правда, эта мода – существенный шаг вперед для российских фанатов, которая говорит и о том, что растет покупательная способность населения. Хотя пока у большей части наших фанатов нет возможности покупать свитера или рубашки по сто с лишним фунтов стерлингов, как это делают британские фанаты. Однако создание общего стиля одежды говорит о том, что футбольный фанатизм как устойчивая субкультура имеет место в России. Вторая часть формулы «мода+футбол» подразумевает под собой поддержку команды. В этом направлении, как и по части моды, наши футбольные фанаты явно не дотягивают до своих английских коллег. Все, кто наблюдает матчи английской Премьер-лиги, наверняка обращал внимание на слаженное пение английских фанатов. Этот способ поддержки своей команды указывает на их организованность – одновременно поет несколько сотен, а то и тысяч человек. В России же фанатам пока не хватает фантазии на свои гимны, да и с организацией не все в порядке: как правило, каждый сектор скандирует в разнобой, хотя, надо признать, отдельные успехи в этом направлении есть. В их числе переклички через сектор, когда один сектор является ведущим, а второй – ведомым, повторяющим фразы за первым.
В целом же футбольный фанатизм пока получил какое-то развитие только в Москве и Петербурге. Видимо, опять срабатывает правило, что он процветает только в относительно благополучных регионах. Вообще, специфика России, которая состоит в огромном пространстве государства и неодинаковом экономическом благополучии регионов, самым неблагоприятным способом сказывается на российском футбольном фанатизме. Если в Петербурге и особенно в Москве количество фанатов на число простых болельщиков достаточно велико (до 90% на некоторых матчах), то в провинции дело обстоит совершенно по-иному. Против нескольких тысяч (а то и больше десятка тысяч) у ЦСКА и «Спартака» в Москве, в провинции культуру фанатизма приняли максимум по несколько сотен болельщиков каждой из команд российской Премьер-лиги. Анализируя материалы провинциальных фан-сайтов (специализированных серверов в Интернет), фанаты в основном состоят из студентов высших учебных заведений. Остальная же часть молодежи пренебрежительно называется «гопотой», даже если и имеет какое-то отношение к футболу. Такой территориальный разброс российских фанатов имеет свои особенности, которые в Европе почти не заметны. Так Петербург, в отличие от Москвы, придерживается южно-европейского способа поддержки своей команды: множество флагов, атрибутики, серпантин, бросаемый с трибун, превращает футбол в яркое зрелище, несколько отличное от напряженной обстановки на трибунах, что была в Англии начала 90-х годов. Да и сейчас напряжение исчезло лишь за счет почти полного отсутствия околофутбольного насилия на трибунах. Скорее, оно больше наблюдается в Италии и Испании. Не так давно фанаты одного из итальянских клубов притащили на свой сектор скутер , отнятый у болельщиков команды соперника, подожгли его и сбросили вниз, на трибуну фанатов, поддерживающих клуб противника. Да и недавний матч между «Лацио» и «Интером», где «Интер», в случае победы, становился чемпионом, не обошелся без схватки фанатов друг с другом и полицией, которая вела себя на редкость адекватно.
Футбольные хулиганы
Столь пристальное внимание со стороны прессы, начиная с «Российской газеты», официального органа печати Российской Федерации, до «Советского спорта» и «Спорт-экспресса» к футбольным фанатам, как нашей стране, так и во всем мире, приковано во многом благодаря футбольным хулиганам. Правда, в нашей стране эту проблему стараются всеми силами скрыть, тогда как в Великобритании создан специальный Институт по изучению околофутбольных радикальных движений, где разрабатываются способы борьбы с ними. Есть в Англии и специальная телевизионная передача «Football Fight Club» , чьи корреспонденты стараются быть в гуще околофутбольных событий – их видеоотчеты с комментариями составляют основной контент телепередачи. Так кто же такие футбольные хулиганы, которых так часто путают с большой массой футбольных фанатов, скинхедов, «карликов» и т.д.? Именно футбольные хулиганы стали основоположниками фанатского движения в Англии, создали свою моду, стиль жизни и т.д. И в России футбольные хулиганы сегодня стараются во всем следовать примеру англичан, особенно спартаковские фанаты, чье фан-движение к началу 90-х гг. было в глубоком кризисе, вследствие «смутного времени» в стране и развала футбола, во время которого старшее поколение не успело подготовить смену и отошло от околофутбольных дел без наследников. Одним из главных признаков «hool» движения стало наличие своих фирм. Если фанаты, не преследующие в футболе никаких радикальных целей, могут быть сами по себе, с помощью Интернет или других источников информации, типа фанатских журналов, находиться в курсе событий, не боясь отстать от новых веяний, то футбольные хулиганы сколачивают группы, чтобы выжить. В России эти группы складываются, как правило, по территориальному признаку, особенно это относится к фанатам «Спартака». У них этих групп немыслимое количество и возникают они, как грибы после дождя. У фанатов ЦСКА долгое время наблюдался крен в сторону централизма, где «Red-Blue Warriors» были ядром (порядка 80-ти человек), все остальные ходили как бы «под ними». Вместе с тем, у фанатов ЦСКА никогда не было т.н. «дедовщины», когда старшие фанаты отнимают деньги у младших и т.д. (у фанатов «Спартака», особенно на выездах, до недавнего времени это было в порядке вещей). Во всяком случае, апологеты армейского фан-движения «дедовщину» полностью отрицают, тогда как спартаковские фанаты признают. Как нам кажется, дело в наследии 80-х годов, когда в ЦСКА дорожили каждым новым членом фан-движения. Ведь «Red-Blue Warriors», в большинстве своем, начали свой фанатский путь в то время и благодаря высокому уважению в рядах фанатов ЦСКА к этой фирме преемственность традиций сохраняется. Сейчас, правда, и в рядах армейского фан-движения наблюдается возникновение новых группировок: есть как мелкие территориальные группировки, так и крупные объединения. Типа «Red-Blue Supporters» (т.н. «филиал» «Red-Blue Warriors») и «Kids». У «Спартака» наиболее известными группами, помимо «Flint’s Crew», являются: «Сlock Work Oranges» и «Gladiators». Как видим, все названия групп на английском языке, что еще раз говорит о том, что вдохновителем фанатских и hools идей является Англия. И это присуще не только для России. В большинстве стран фирмы дают себе названия с помощью английских слов, как бы отдавая дань уважения основоположникам фан-движения. Второй отличительной чертой футбольных хулиганов, от основной массы фанатов, является, как уже видно из названия этой группы футбольных болельщиков, – участие в околофутбольном насилии. Уже прошло время, когда футбольные хулиганы были одним и тем же, что и т.н. «карлики». Теперь фирмы имеют свою идеологию и, что особенно важно, кодекс чести, который и позволил создателям английской телепередачи назвать свою программу «Football Fight Club». По этим правилам футбольные хулиганы сами отделяют себя от общей массы футбольных фанатов. Они договариваются не нападать на футбольных болельщиков, носящих атрибутику, не использовать холодное оружие в схватках друг с другом. Все места встреч обычно заранее оговорены, кроме отдельных случаев, когда идет настоящая охота друг за другом. Правда, не всегда эти правила выполняются, особенно, касательно холодного и метательного оружия. После сражений то та, то иная сторона выдвигает претензии к противнику, обвиняя в использовании «аргументов» (так называется на языке фанатов все то, что позволяет одержать верх в рукопашной схватке и запрещено по принципам «fair play» ). Кстати, перед прошлогодним дерби между «Спартаком» и ЦСКА в «Советском спорте» и на ряде футбольных сайтов было опубликовано обращение фанатов друг к другу, с просьбой не использовать никакие подручные средства при схватках друг с другом. По традиции, этот призыв был проигнорирован некоторыми футбольными хулиганами (в основном же, группировки действовали в рамках этой договренности). Если говорить о масштабности хулиганских конфликтов, то можно привести следующие факты. В схватке на Китай-городе участвовало больше пятисот человек с обеих сторон (болельщиков ЦСКА и «Спартака», соответственно) . Нередки схватки более мелких группировок, которые происходят постоянно, чуть ли не каждый день. В них участвует по несколько десятков человек с каждой стороны. Другим отличительным признаком наших футбольных хулиганов является их идеологизированность, в отличие от большинства европейских фанатов, которые поддерживают свою команду прежде всего по территориальному признаку. Человеку, хотя бы для себя, надо знать, ему надо объяснить, – почему он болеет за ту или иную команду. Нужно какое-то оправдание, за что бить тех или иных противников. Вот и развернулась активная агитборьба на страницах органов печати московских фанатов: «Российском Фан-вестнике» (со стороны фанатов ЦСКА) и «Ultras News» («Спартака). В целом, о футбольном хулиганизме можно сказать – что это явление, с одной стороны, - локомотив фан-движения, с другой, - его тормоз. Все новые веяния поддержки команды идут сегодня от футбольных хулиганов - самых активных участников фан-движения. С другой стороны, насилие до, после и во время футбольных матчей отталкивает множество людей от их посещения. Поэтому крайне важно видеть перспективы развития фанатского движения, разработать способы борьбы с околофутбольным насилием…
Глава III

Перспективы развития футбольного хулиганизма в России и пути с ним борьбы

В настоящее время российский футбольный хулиганизм стоит на распутье. Дело в том, что пока эта огромная разрушительная сила сама по себе. В основных акциях футбольных хулиганов нет никакой политической окраски – все они происходят под знаменем футбольного насилия. И только. За последнее время много было сказано про погром в Царицыно, где группа «бритоголовых» разгромила рынок, много людей получили травмы и увечья . Среди участников погрома были и футбольные хулиганы. Но нельзя не учитывать, что футбольный фанатизм – явление социально широкое и открытое. Оно не имеет никаких фильтров, которые отсеивали бы представителей той или иной субкультуры. Вещи, которые происходят по вине тех или иных футбольных хулиганов вне околофутбольных событий, нельзя однозначно списывать на футбольный фанатизм. Допустим, было несколько футбольных хулиганов среди погромщиков в Царицыно. Но ведь при этом они выступали исключительно как скинхеды – ультрарадикалы. Это не были футбольные фанаты, в данном случае они выступали как представители другой культуры. К примеру, среди футбольных фанатов есть люди, занимающие очень высокое социальное положение, даже директора банков. Но ведь не смотрят же на решения того или иного из них через призму их участия в околофутбольной жизни?
При этом всевозможные политические силы всячески стараются привлечь к себе внимание футбольных фанатов. Никто не делает секрета из того, что в свое время Владимир Жириновский старался всячески произвести впечатление на футбольных фанатов. На его деньги проводились выезды фанатов московского «Динамо», оплачивался перевод и публикация в России культовых книг по фанатской культуре. С фанатами старается работать молодежная организация «Идущие вместе», преследующая не совсем понятные цели. «Идущие вместе» спонсируют фанатские группы, старается всячески привлечь их на свою сторону.
Сами футбольные хулиганы часто говорят о своей аполитичности, при этом зачастую являясь носителями ультраправых взглядов. Так часть фанатов «Спартака» относится к их числу праворадикалов. До недавнего времени фанаты ЦСКА, наоборот, отличались некоторым интернационализмом. До конца 90-х годов человек ультраправых взглядов почти со 100-процентной вероятностью становился фанатом «Спартака». В наше время обстановка несколько изменилась: все болельщики ЦСКАназывают себя патриотами своей Родины. Вся эта информация почерпнута нами из полемики журнала спартаковских фанатов «Ultras News» и армейского «Русского Фан-вестника». Однако быть патриотом – это совсем не то же самое, что быть националистом. Например, недавно в передаче ОРТ «На футболе с Виктором Гусевым» были показаны кадры из Саратова, где в секторе армейских болельщиков был развернут флаг со свастикой . После этого на гостевые книги болельщиков ЦСКА в Интернет хлынули гневные письма поклонников футбола из провинции (москвичи, по большей части, были в курсе ситуации), которые обвиняли армейцев в нацизме, фашизме и т.д. Но за кадром и комментарием остался факт, что людей, развернувших флаг, представители «Red-Blue Warriors» попросили прекратить свою деятельность и больше на матчах с участием ЦСКА не появляться. Больше этого полотнища на матчах с участием ЦСКА видно не было. В день победы ЦСКА в финале Кубка России, 12 мая этого года, в СМИ прошла информация о том, что фанаты ЦСКА прошли маршем по Арбату, разбивая на своем пути стекла ларьков и витрины «Макдональдса». Как позже выяснилось, все погромы произвели примкнувшие к маршу армейцев «бритоголовые», коих фанаты ЦСКА старались успокоить. Эту версию озвучил президент ПФК ЦСКА Евгений Гинер и подтвердили многие очевидцы произошедшего . Что касается фанатов «Спартака» то у них наблюдается несколько иная картина. Рупор их фанатского движения , журнал «Ultras News», разбирая политические взгляды фанатских группировок Европы, четко обозначил: «У нас, спартаковцев, все группировки – исключительно правые. Только в больную голову придёт идея о том, что мы левые. Нужно ли упоминать, что наши постоянно устраивают с ОБ акции против хачей и другой нечисти? Мы постоянно вывешиваем транспаранты и флаги с националистической символикой. Пример: Spartak Hool`s, Skinheads, Имперский и т.д.» . Для сравнения, «Русский фан-вестник» пишет: «Фанаты должны быть патриотами, носителями правильных национальных, государственных идей» . В общем, заявления журналов похожи, однако, акценты расставлены в них по-разному.
Так кто же такие футбольные фанаты? Журналы пишут, что они должны быть обладателями патриотических идей. С этим трудно не согласится – если бы эти идеи рассматривались в нормальном понимании этого слова (а ведь и слово «националист» в XIX веке не было аналогом слова «фашист» во что оно, по сути, превратилось в наши дни). Журнал спартаковских фанатов заявляет, что все их группы являются носителями ультрарадикальных взглядов, что наверняка соответствует истине. При этом фанатская идеология совсем не то же самое, что националистическая. Она может носить любые формы, но главное здесь – какая цель ставится перед футбольными фанатами. Если и есть националистические взгляды, то прежде всего те, что присущи значительной части молодежи – недовольство количеством приезжих и т.д. Но не эти мотивы выносятся на первый план при организации драк. Причем здесь национальность и цвет кожи, когда договариваются о встрече члены двух противоборствующих фирм Москвы? Ими двигает лишь нелюбовь к оппоненту, подогретая идеологией, почему его клуб лучше, чем команда соперника.
Еще одно одно распространенное утверждение о том, что футбольные фанаты – не болельщики. Для примера возьмем материал из журнала «Ultras News», в котором описываются критерии, которым должны соответствовать люди, желающие вступить в спартаковское фан-движение . «Что нужно для того, чтобы стать флинтом ? Прежде всего необходимо, чтобы ты болел за “Спартак”, не просто интересовался футболом или любил побить морды, а был болельщиком до мозга костей, чтобы кровь у тебя была красно-белая, а футбол был бы тебе так же необходим, как воздух. Без этого невозможно быть фанатом. Любовь к “Спартаку” - это основной твой жизненный принцип, который нас интересует. Твои политические убеждения нас мало заботят, хотя если ты интернационалист, то вряд ли встретишь понимание в наших рядах. Пить ты тоже можешь, сколько твоей душе угодно, но ты обязан быть трезвым тогда, когда это нужно. Если же ты имеешь склонность к наркотикам, то желая попасть в ряды F.C., ты должен отказаться от этой поганой привычки. Человеку, чьим разумом правит героин, нельзя доверять и на него нельзя положиться, поэтому такой человек нам не нужен ». Не правда ли, несколько развенчиваются сразу два дежурных штампа СМИ и милиции, когда они пытаются сказать людям «правду» о футбольных хулиганах после очередного инцидента, связанного с околофутбольным насилием. Первый штамп о «неболельщиках». Дескать, это делают люди, ничего не понимающие в футболе, которым лишь бы подраться, т.е. сознательно скрывается, что есть люди, которые разбираются в футболе, являются преданными болельщиками своей команды, и при этом приходят подраться. В свое время «Российская газета» собиралась дать ряд публикаций, показывающих настоящее лицо российского фанатизма, а не только одну из его сторон. После второй публикации автора вызвали к начальнику ГУВД Москвы и потребовали в категорической форме цикл статей прекратить . Чем-то это напоминает методы борьбы со скинхедами – никто в обществе ничего не знает, значит, нет проблемы. Второй штамп – нахождение фанатов в алкогольном или наркотическом опьянении. Сразу видно, что опять милиционеры сражались не с теми, кто действительно устраивал околофутбольные беспорядки, кто трезв и уж тем более не находится под воздействием наркотиков. А вот и мнение «Русского фан-вестника»: «Пить или не пить - личное дело каждого. Вообще же, пиво и футбол неразрывно связаны, это неотъемлемая часть всего мирового фанатизма. Другое дело, если люди не умеют пить, их клинит, или они, выпив, неспособны участвовать в акциях, теряют ориентацию - таким может и стоит завязать с выпивкой» . Так с кем же борется милиция? Вот слова заместителя начальника Главного управления обеспечения общественного порядка службы общественной безопасности МВД генерал-лейтенанта милиции Ивана Клеменкова. На вопрос корреспондента, какое правонарушение он считает основным, этот генерал-лейтенант отвечает: «Основное - прибытие на стадион в нетрезвом состоянии. Многие беспорядки на трибунах начинаются с того, что некоторые болельщики неадекватно реагируют на происходящее, не контролируют свои поступки, не осознают чувство ответственности ».
А теперь перейдем к следующему важному фактору в дальнейшем развитии футбольного фанатизма: взаимоотношения власти и футбольных фанатов. Как показал опыт Англии, чем цивилизованнее становилось отношение к фанатам со стороны полиции, тем меньше конфликтов случалось непосредственно на трибунах. Сейчас на английских стадионах порядок осуществляет минимум полицейских (не находящихся в непосредственной близости от болельщиков). Такие функции, как наблюдение за порядком, недопущение давки и т.д. осуществляют так называемые стюарды, часто набираемые из бывших болельщиков. Как показывает практика, беспорядки на матчах Премьер-лиги в Англии стали большой редкостью. А у нас. Слова заместителя начальника главного управления обеспечения общественного порядка службы общественной безопасности МВД генерал-лейтенанта милиции, что фанаты «не контролируют свои поступки, не осознают чувство ответственности» есть ни что иное, как попытка оправдать действие милиции на трибунах. Беспорядки на трибунах без присутствия милиции – это миф. Во всяком случае, на фанатских секторах, где собираются все футбольные хулиганы – с кем им там драться? С друзьями? Сколько по телевизору показывали схваток на трибунах (исключаем единичные случаи конфликтов между простыми болельщиками в «смешанных секторах») и все они происходили между милицией (как правило, ОМОНом) и фанатами. Причина? Как правило, попытка милиции изъять из толпы человека, запалившего фальшвеер или дымовуху. Вспомним прошлогодний матч «Спартак» - ЦСКА, когда были массовые бои на трибунах между фанатами и милицией, позже названные журналистом «Спорт-экспресса» «креслопадом» . Наличие большого количества милиции перед агрессивно настроенной толпой постоянно сопровождается провокациями со стороны футбольных хулиганов. Это очевидно. Однако методы борьбы с этим Европа и Россия принимают абсолютно разные. В Англии решили отвести стражей правопорядка подальше от секторов с болельщиками, контролируя ситуацию с помощью скрытых камер, частных охранных агентств и стюардов. У нас же предпочитают наводнять стадионы милицией. Где чаще возникают беспорядки на трибунах? На тех стадионах, где много милиции, или наоборот, где много милиции? При посещении таких стадионов, как «Песчаное», «Стадион им. Эдуарда Стрельцова», то есть небольших арен, где находится минимальное количество милиции, автор курсовой работы ни разу не видел трений между органами правопорядка и фанатами. В «Лужниках» же, главное, на стадионах в провинции, где приехавших фанатов окружает кордон из милиции, конфликты вспыхивают почти каждый раз. Видимо, милиции пока не понятно, что она становятся причиной волнений на трибунах. Начиная усмирять фанатов, милиционеры банально поддаются на провокации, при этом не чувствуя за собой никакой вины. Обратимся все к тому же интервью генерала-лейтенанта милиции Ивана Клеменкова. Вопрос корреспондента: «Были ли случаи наказания милиционеров за противоправные действия в отношении болельщиков в прошлом году?». Ответ наводит на грустные мысли: «В прошлом году мы привлекли к ответственности несколько наших сотрудников после мартовских событий вокруг матча "Спартак" — ЦСКА. Правда, не за грубость, а за ненадлежащее исполнение своих служебных обязанностей, которые повлекли групповое нарушение общественного порядка» . То есть пострадали лишь те, кто допустил беспорядки на трибунах (и то, это лишь слова). Кто же избивал фанатов, тот не понес никакого наказания, хотя всю страну на экранах центрального телевидения облетели кадры на которых был выстроен коридор из милиционеров, сквозь который пропускали абсолютно всех болельщиков «Спартака», находившихся в тот вечер на трибуне «В» (где, собственно, и произошли беспорядки). Мало того, что людей пропускали сквозь живой коридор, где они получали по несколько ударов резиновой дубинкой, так более 500 человек было задержано. Что с ними делали при задержании, было опять же показано по центральному телевидению – жестоко избивали. Это недопустимо в цивилизованной стране, даже если бы все задержанные были теми, кто принимал участие в беспорядках (а хватали и били всех без разбора). А если учесть, что большая часть тех, кто участвовал в беспорядках, покинула трибуну минут за пятнадцать до конца матча , чтобы избежать встречи с милицией. Так что в большинстве своем избивали совершенно невинных людей, которые пришли на фан-сектор лишь потому, что на него дешевле билеты или тех, которые считают, что атмосферу футбола можно ощутить только на этой части стадиона. Достигли ли милиционеры, абсолютно уверенные в своей безнаказанности, «соблюдения общественного порядка»? Приблизили ли они хоть на миллиметр решение проблемы? Как нам кажется, нет. Не исключено, что в следующий раз фанат, который раньше не принимал участия в беспорядках на трибунах, предпочитая отойти в сторону, с удовольствием примет участие в отпоре органам правопорядка. Держа в уме, что его и других фанатов клали на асфальт лицом вниз и избивали ногами абсолютно ни за что. Абсолютная безнаказанность милиции вынуждает фанатов давать отпор, зная, что если они сами себя не защитят, то никто им не поможет. Вряд ли заженный фальш-веер стоит отбитых почек или других частей тела, что почти неминуемо повлечет за собой задержание фаната милицией. Вопрос – зачем зажигать этот фальш-веер? Но это другое дело – по-другому этот человек не был бы футбольным фанатом. Кстати, в Италии, на фан-секторах, разрешено зажигать фальш-веера и «дымы». Вплоне возможно, что подобный документ примет и российская Премьер-лига.
Правда, судя по последнему заявлению министра внутренних дел, Бориса Грызлова, кое-какие подвижки в области разрешении этой проблемы есть. В частности, на оптимистичный лад настраивают его следующие слова: «Необходимо четко определить требования, предъявляемые к болельщикам, продумать и подготовить специальный документ. В нем должны быть четко расписаны права болельщиков и полномочия сотрудников милиции. Ответственным лицам в МВД уже дано указание по его разработке. Он будет утвержден на ведомственном уровне и принят к действию ». Хорошо бы в этот документ вписать и основные положения о правах гражданина государства. Ведь избиение людей, даже совершивших противоправное действие, не входит в компетенцию органов милиции, если только не в порядке самообороны. Обращаясь к опыту Англии, может, стоит внести главный пункт – «не поддаваться на провокации»? Ведь если милиция не будет пытаться «наводить порядок» на трибунах, то не будет и беспорядков. Как уже говорилось выше, в Англии порядок на секторах поддерживают стюарды, не вызывающие у футбольных фанатов негативных эмоций. Собираются не допускать, по словам Грызлова, на стадионы лиц, ранее замеченных в участии в беспорядках на трибунах. Следует отметить, что это копирование опыта английской полиции, что не может не радовать. Вполне возможно, что будут использованы и другие прогрессивные наработки европейской полиции в этой области.
В целом, футбольный фанатизм в России будет зависеть напрямую от обстановки в стране. Насилие из него не уйдет никогда, видимо, это в природе человека. Но у нашей власти есть способы сделать так, чтобы оно причиняло как можно меньше ущерба окружающим. Важно понимание проблемы, ее кропотливое изучение и подход к вопросу не «для галочки», а для того, чтобы действительно ее решить. Не менее важно понимание и того, что «полицейскими» методами проблема лишь загоняется внутрь, чтобы в свое время взорваться, не выдержав напряжения. От обстановки в стране будет зависеть и наличие среди футбольных фанатов праворадикальных элементов. Футбольные фанаты являются хорошим индикатором – среди них есть все пласты нашего общества. Стоит ли обвинять фанатское движение в элементах национализма? Ровно настолько, насколько остальное общество.

Заключение

Футбольный фанатизм – масштабное социальное явление. Оно имеет свою историю, свои варианты развития. В нашей стране футбольный фанатизм существует уже больше четверти века, став на рельсы активного развития более 8 лет назад. До «вливания» России в общий информационный поток он находился на низкой стадии развития, не имел развитой субкультуры. Интересен и тот факт, что несмотря на общую тенденцию к недопущению неформальных движений в СССР, комсомольские структуры в одно время даже поддержали начинание футбольных болельщиков, создали фан-клуб болельщиков «Спартака», правда, просуществовавший недолго. Видимо, лидеры комсомола решили, что процесс развития футбольного фанатизма необратим и держать его в рамках какой-то определенной структуры невозможно.
С начала 90-х годов в нашем обществе происходит информационный взрыв. Информация с Запада начинает поступать беспрепятственно, и когда общество становится в состоянии ее воспринимать, идеи футбольного фанатизма заново заносятся на нашу почву. Что интересно, новые фанатские группы, как и в советское время, появляются среди образованной молодежи, и говорить о футбольных фанатах только как об учащихся ПТУ не приходится. Основная часть их, притом самая активная, среди которых чаще всего вербуются футбольные хулиганы – это наиболее думающая часть футбольных фанатов.
Что касается классификации футбольных болельщиков, то футбольные хулиганы – это часть футбольных фанатов, самая активная их часть. Именно они создали в Англии субкультуру футбольного фанатизма. В России именно футбольные хулиганы стараются максимально перенять опыт футбольного фанатизма Европы, в которых преобладаеют разные типа поддержки футбольной команды. Москва пошла по пути Англии, а Петербург Южной Европы, прежде всего Италии. Питерцев логичнее называть «тиффози» по итальянскому аналогу слова «футбольный фанат».
Вместе с тем, в данный момент наша страна далека от решения проблемы футбольных хулиганов. Правда, если судить по заявлению министра внутренних дел, Бориса Грызлова, в правовом вопросе решение этой проблемы вскоре может сдвинуться с мертвой точки. Что касатеся взаимоотношений футбольных фанатов и праворадикальных молодежных организаций, то по-прежнему есть есть случаи совместных акций футбольных хулиганов и скинхедов. Вместе с тем, знак равенства между футбольными хулиганами и националистами ставить не следует. Путь западного футбольного фанатизма говорит о том, что он остается прежним, несмотря на проникновение подобного рода элементов. Можно говорить о том, что есть футбольные фанаты-националисты, точно так же, как и есть футбольные фанаты-коллекционеры марок. И если фанаты принимают участие в националистических акциях, то делают это не от лица всего фанатского движения или болельщиков какого-то клуба, а от лица конкретного националистического движения.
Подводя окончательный итог следуется подчеркнуть, что футбольный фанатизм – явление глубокое и многогранное. В курсовой работе показаны лишь основные его аспекты, поднята небольшая часть проблем. Поэтому в будущем дипломе будет предпринята дальнейшая работа в этом направлении.


Создан 02 окт 2010



  Комментарии       
Имя или Email


При указании email на него будут отправляться ответы
Как имя будет использована первая часть email до @
Сам email нигде не отображается!
Зарегистрируйтесь, чтобы писать под своим ником
 
fcmk_ultras ULTRAS.ORG.UA WBS